Маяковский, можно сказать, первый дизайнер на Руси. Сначала он поступил в училище живописи, а уже потом увлёкся поэзией. Рисовал агитационные плакаты и придумывал речёвки – чем не рекламщик?!
Летом 1923 года Маяковский приступил к работе над рекламными стихами и рисунками. По мнению поэта, реклама являлась важным оружием в борьбе против частного производства, за государственные и кооперативные товары. В течение двух лет Маяковский сочинил сотни рекламных текстов – о сосках и сигаретах, конфетах и галошах. Главными заказчиками были ГУМ и Моссельпром, а лозунг, также придуманный Маяковским – «Нигде кроме, как в Моссельпроме!» – стал официальным девизом предприятия.
Владимир любил каламбурить и производил замысловатые рифмы со скоростью и продуктивностью конвейера. Но многие относились к его деятельности критически, считая, что он растрачивает свой талант на пустяки. По словам же самого Маяковского, рекламные стихи были естественной частью его поэтической лаборатории, а пресловутые рифмовки для Моссельпрома он называл «поэзией самой высокой квалификации».
Шоколад
Не могу не признаться:
лучший шоколад
абрикосовский № 12.
Нет нигде кроме –
как в Моссельпроме.
Монпасье
Я пью чай
с монпансьем –
на стакан
и одно
не съем.
Тонна
Что помешает запомнить нам:
– тысяча килограммов – тонна.
Вес ее точный, помнить буду,
равен шестидесяти одному пуду.
Крестьянин, тонну запомнишь недаром:
на тонны счет заграничным товарам.
По сути, рекламные стихи – логическое продолжение работы над плакатами для РОСТА. Это тоже были злободневные тексты. Изменилась реальность – на смену военному коммунизму пришёл нэп – изменилась и форма.
ТГ В Контексте